Согласно свидетельствам, выдающийся Кришнамачарья-йог никогда не хвалил своих учеников за достижения в практике. Он был резким, черствым и не делал он этого заботясь о том, чтобы их эго не росло.

 

Времена изменились. Широко и порой совершенно произвольно йога путешествовала во времени и пространстве, поддаваясь тому, что во время каждого путешествия все явления проходят - в большая или меньшей степени трансформацию. Изменилась настолько, что вы не сможете представить, как Кришнамачарья отреагировал, увидев профили facebook некоторых всемирно известных учителей на Западе с их обширными фотогалереями, представляющими себя в передовых асанах:-)

 

Однако, несмотря на то, что вы видите в виртуальном мире, основой современных практик по-прежнему остается уменьшение эго. Так все, и осталось, так как уверенность в том, что эго является причиной человеческих страданий, никуда не делась. Работать над собственным эго, как правило, так сложно, что даже термины «шахтерский труд», «тяжелый труд», стигматы, каторга, с трудом применимы. Работа над эго требует внимательности снайпера, детективной бдительности, сопротивлению стальной конструкции, иммунитет врача во время гриппа, терпения дошкольника, знаний психолога и многих других атрибутов в зависимости от ситуации. Почему?

 

Чрезмерное эго

 

Эго всегда проявляется в чрезмерной форме, и это его отличительная черта. В обычном смысле гипертрофированное эго это: чрезмерная уверенность в себе, завышенное чувство собственного достоинства, высокомерие, небрежность, угрюмость. Мы связываем их с некоторыми людьми, обладающими некоторой властью - политическую, финансовую, духовную, в результате имеющихся знаний (например, медицинских, юридических) или из социально признанной профессии.

 

Везде, где кто-то буквально и метафорически кланяется кому-то в пояс, возникает угроза собственного расцвета эго. Везде, где появляется идея, что «самый» – самый умный, лучше образованный, самый опытный, самый занятой, самых одухотворенный и т. д. Хотя большая часть человечества знает об этом, действительно трудно поймать микросекунды, в которых происходит это состояние ума.

 

Другие обличия эго

 

Еще более сложная ситуация возникает, когда эго проявляет свое второе лицо. Сопровождается избытком, но это маскировка для другого вида избытка, который обычно не ассоциируется с эгоистичным поведением. Это «негативный» избыток: ложная скромность, чувство несправедливости, жалость к себе, обсессивно анализирующим их неудача, невезение и убеждение, что он является самым бедным, больным, самым несчастным, самым одиноким, самым непонятым и так далее.

 

Лица, чье эго выражает это чрезмерно «отрицательное» лицо абсурдным образом, строят свою личность в индивидуальной катастрофе. Подсознательно они не позволяют себе измениться, потому что они чувствуют, что они уникальны по своей реальной или своеобразной драме. Такие люди часто используют большие квантификаторы в форме «всегда» и «никогда» («я всегда буду один», «я никогда не буду продвигаться», «у меня всегда будут проблемы с деньгами», «я никогда не буду помогать с какой-либо терапией» и т. д.). Они делают это, потому что подсознательно боятся, если позволят себе или кому-то решить проблему, потеряют отличительную индивидуальность того, чтобы быть величайшим мучеником, жертвой, неудачником.

 

В тюрьме иллюзии

 

Является ли эго проявлением «положительного» или «отрицательного» избытка, он превращает человека в пленника иллюзии, которая постепенно изолирует его от других людей и от его истинного существа.

 

Например, идеальный банкир начинает в глубине своего разума провозглашать тезис о том, что из-за его материального и профессионального статуса у него мало общего с уборщицей, которая работает в его банке, действительно начинает отворачиваться не только от человека, работающего уборщицей, но и от себя самого. И хотя у вашей уборщицы такое низкое мнение о себе, что она думает, что не может иметь ничего общего с идеальным банкиром, но действительно не только с ним, но и с собой.

 

Каждая из этих форм поведения является фикцией разума, и в долгосрочной перспективе приводит к страданиям, потому что обе схемы действий не имеют ничего общего с тем, чтобы быть сильным и приятным человеком. Если кто-то действительно любит и уважает себя, то он работает над тем, чтобы освободиться от эгоистических игр. Он работает над повышением осведомленности о том, кто он на самом деле, - чтобы возвысить безусловную любовь к себе и другим.

 

Это действительно тяжелая работа, потому что труднее всего признать то, что мы сами губим себя. Стоит, однако, принять это усилие, потому что там, где прекращается эго появляется просто гармония, понимание, сочувствие, доброта. Что мы перестаем быть курильщиком желание доказывать свою правоту, потому что наши решения проявляются невербально – в том, кем и какими мы являемся каждый день.