(...) нужно признать огромный потенциал, который кроется в использовании сна для духовного развития. Сон воспринимается обычно как "нереальным”, в противоположность" реальной” жизни после пробуждения. Не существует ничего более реального, чем сон, – надо же понять, что жизнь такая же нереальная.  Поэтому йога сна используется как при переживаниях, так и в мечтах, которые у нас есть днем и ночью. Тензин Вангьял Ринпоче

"Что наша жизнь, если не танец краткосрочных форм? Разве все не меняется: листья на деревьях (...) время года, дни, погода, люди, проходящие мимо вас на улице? А мы сами? Разве все, что когда-то давно с нами произошло, не кажется сегодня только сном? (...) Гибнут клетки наших тел, отмирают нейроны нашего мозга, даже выражение лица постоянно меняется, в зависимости от настроения. То, что мы называем характером - это только "поток сознания”, не более."Соги Ринпоче

Отправной точкой и ключом к пониманию всей буддийского учения являются Четыре Благородные Истины, предоставленных Буддой:
1) Истина о страдании;
2) Истина о причине страдания;
3) Истина о прекращении страдания;
4) Истина о пути, ведущем к прекращению страдания.

Таким образом, можно сказать, что суть буддийского мировоззрения - это опыт постоянных страданий всех живых существ в мире сансары и желание избавиться от этого состояния. В зависимости от степени развития существа, которое хочет избавиться от иллюзии (это в конечном итоге оказывается сансарой и всеми ее «страданиями»), нужно следовать одному из путей духовного развития, существующих в буддийской традиции.  Однако, несмотря на разнообразие форм, которые адепт может использовать на пути к освобождению, суть каждой из этих форм состоит в том, чтобы увидеть мир самсары как нереальное состояние, аналогичное миру сна.  Такое видение, которое показывает материальный мир как своего рода оттенок, приводит к строгому разделению между сном и бодрствованием.

Принимая это понимание, точка отсчета, которая определяет истину или реальность, уже не является состоянием сознания, и не является состоянием сна. И первая, и вторая являются только иллюзиями на пути пробуждения и осознания пустоты, как первичной природы всех вещей. С точки зрения пробужденного, нет необходимости в вопросах об истине или реальности, эго или я. «Видя» здесь, они оказываются лишь формами, проявляющимися на уровне двойственного мира, который в момент его пересечения раскрывает его нереальность, преходящую природу.

Однако состояние трансцендентности, пробуждения может быть достигнуто только посредством практик, основанных на видении дуалистического мира явлений, который является отправной точкой для духовного развития.  Одной из таких форм, «поддерживающих» видение дуалистического мира, является тибетская йога сновидений. На протяжении веков используется в ней науки, связанные со сном для лечения ран в психике и снятия эмоциональных блокировок, но, прежде всего, для совершенствования на духовном пути.
Мы спим одну треть нашей жизни.Не зависимо, делаем ли мы что-то более или менее благородное, будь то убийцы или святые, монахи или развратники, день заканчивается одним. Закрывая глаза таем в темноте. Мы не боимся этого состояния, хотя всё исчезает. Затем начинают появляться образы, а с ними и наше чувство собственного "я". Снова мы находимся, по-видимому, в неограниченном мире сна.  Каждую ночь мы участвуем в этих непостижимых тайнах, переходя из одного измерения в другое, теряя чувство собственного достоинства и находим его снова, принимаем все как совершенно естественное. Мы просыпаемся утром и снова начинаем вести "реальную” жизнь, но в каком-то смысле все еще спим. В учениях сказано, что мы без перерыва находимся в сонном состоянии, или очнулись на самом деле.


Тензин Вангьял Ринпоче

Не вникая в тонкости буддийской практики йоги, кратко рассмотрим богатый и сложный теоретический фундамент (1), который является результатом переживаний, связанных с этими практиками и является отправной точкой для адепта, желающего вступить на путь йоги.
В короткой период, чуть более ста лет, традиции Запада связаны с исследователями психотерапевтами сновидений как важного элемента в развитии и лечении человеческой психики, основное внимание уделяется пониманию содержания сновидений.  В буддийской традиции самым важным вопросом снов является изучение не содержания сна и его структуры, а сущности процесса сновидения. В основе этого подхода лежит убеждение, что, исследуя природу сновидения и сновидения как такового, он стремится узнать процессы, которые лежат в основе всей нашей реальности.

Согласно буддистам, ключевым состоянием ума, которое вызывает все переживания сна, является неведение.  Неведение является основой сансары и существования всех не пробужденных и, следовательно, страдающих существ. Неведение запутывает людей, а также целые культуры в дуалистическое понимание реальности, которое по сути является иллюзией ума. Дуализм создает иллюзорную оппозицию субъекта - объект, который, в свою очередь, вызывает желание и привязанность. Попытки добиться исполнения, пытаясь удовлетворить наши желания, являются причиной всех действий (кармы). Все действия приводят к развитию эмоций, накапливаемых в неведении (2), создавая привычки и шаблоны действий (кармические следы), определяющие будущее.

Карма формирует каждый вид опыта - от эмоциональных реакций, чувства тела, восприятия причинного механизма и результата до интеллектуального понимания мира и принципов логики. Негативная реакция на конкретную ситуацию приводит к образованию негативной кармы, откладывающая негативные семена, которые в будущем (в момент, когда возникнут благоприятные - так называемые вторичные причины) приведет к негативным событием, положительная реакция – способствует появлению положительных событий. С точки зрения полного пробуждения, как негативные, так и позитивные кармы образуют завесы сознания, что делает невозможным распознавание истинной природы ума.  Не желая создавать новых кармических следов, не должно быть эмоциональной реакции, чтобы эмоция сама себя освободила. Чтобы это произошло, мы должны прибывать в двойственном сознании, состоянии без негатива. Отрицательная эмоция протекает тогда через нас, подобно птице пролетающей по открытому небу, не оставляя следов – появляется и исчезает в никуда.”(3)

Сон, благодаря тому, что кармические следы появляются в течении жизни в виде искаженных чувств и эмоций, что эти следы не принимают еще "реальной" формы, дает нам возможность не только обучения правильной реакции, не продуцирующей новой кармы, но дает нам также возможность сжигания семян - зародышей будущей кармы. Возможность полного сжигания причин самсары - это способность оставаться во сне в состоянии ясного света ума, способности поддерживать полное, не двойственное осознание ригпы. (4)

Виды сновидений:

Обычные сновидения, возникающие из кармических следов - это сансарные сны. Они могут быть сознательные или бессознательные, и их можно разделить на сны связанные с прошлой жизнью, с периода молодости и сны происходящего в настоящем.(5)

Еще один вид сна - это ясные сны - они возникают из кармических следов вне личного уровня - их также можно разделить на сознательные и бессознательные. Эти сны возникают, когда разум и прана уравновешиваются посредством тщательной и регулярной практики, «и спящий развил способность оставаться безличным».(6) Его разум остается неизменным и стабильным, в отличие от сансарических снов, где огонь праны, накопленный вокруг кармических семян, вызывает цепляние и закручивание ума.
Последняя группа снов - это полностью осознанные сны, возникающие в недвойственном сознании (вне двойственности объекта - субъекта) - сны о ясном свете.

"Йога сна - не то же самое, что прозрачные сны, выделяемые из глубоких аспектов разума и положительных кармических следов, все еще находятся в дуальности. Сон ясного света, несмотря на то, что исходит из следов кармы, накопленных в прошлом, не приводит к дуалистическому опыту. Практикующий не становится субъектом, наблюдающим сон — объект, ни субъект в мире сна, но остается в полной связи с недолговечной ригпой.(7)
В тибетской школе Кагью говорится, что речь идет о «медитации на восприятие перцептивных объектов». (8) Это состояние сознания ума - чистый свет:
«Этот свет исходит во всех направлениях, подобно лампе освещающей как себя, так и предметы вокруг. Ум чистого света рассматривается как ненарушенное излучение, свободное от негативных и умственных пятен, и чистый, вибрирующий звук, который содержит все другие звуки. Его яркость не ограничивает его универсальный диапазон. Это также рассматривается как излучающая пустота, из которой возникают образы и концепции. Они не отличаются от ума, они являются проявлениями его творческой силы и сами по себе не имеют независимой власти ». (9) Признание природы чистого света разума - это прежде всего подготовка к духовной практике смерти. Восьмиэтапный процесс умирания начинается с фазы повышенной бдительности и заканчивается ясным светом смерти. Такое состояние сознания, связанное с признанием пустоты и чувством блаженства, практикующий должен поддерживать в состоянии сознания и вне медитации. Это подготовка к достижению окончательной реализации, которая может иметь место.


Примечания:
(1) Эта теория будет, в основном, касаться тибетской школы буддизма Бон, чья традиция и практика очень тесно связаны со сном и сновидением. Тензин Вангьял Ринпоче «Тибетская мечта и ясновидящая йога», Познань 2000.
(2) Тибетский буддизм характеризуется открытыми и скрытыми состояниями сознания. Существует также термин, используемый для описания скрытых тенденций, хранящихся в уме. Эти концепции были бы ближайшими аналогами западного разделения сознания и бессознательного. Книга Ф. Х. Варела «Умирающий сон. Распространение сознания с помощью Далай-ламы»,Краков 2001, стр. 91.
(3)Тензин Вангьял Ринпоче «Тибетская йога сна и сновидений», стр. 35.
(4)В созерцании дзогчен, свободных от недостатков сна, возбуждения или растворения, оба момента мира, возникающие между мыслями и движением мыслей, интегрируются в не двойственное присутствие просветленного сознания. «Термин ригпа (противоположность маригпы, означающий существенную иллюзию дуалистического разума) указывает на чистое присутствие этого спонтанно самовозбуждающегося сознания, которое не отвергается и не следует», - Намкай Норбу «Кристалл и путь света. Сутра, Тантра и Дзогчен», Краков 2001, стр. 116 - 117.
(5) См., Например, Н. Норбу «Йога тибетской мечты и практика естественного света», Краков 1998, стр. 23.
(6) Т.В. Ринпоче, «Йога сна», стр. 82.
(7) Там же, стр. 85.
(8) См. Дж. Пауэрс «Введение в тибетский буддизм», Краков 1999.
(9) Там же, стр. 372.



            Андрей Поляков , доктор философии, преподаватель йоги по методу БКС Айенгар, проводит уроки йоги в Праге. Все больше интересуется западной психотерапией (Глубокая психология Юнга и психология процесса Арнольда Минделла), а также возможность использовать ее в работе друг с другом и с другими практикующими на Востоке. В дополнение к постоянному увлечению Хатха-йогой также открыт для других форм работы с телом и умом - в течение нескольких лет  изучал богатство тибетского буддизма - особенно его основной формы - тибетского бону.