Круг, символически изображающий, с одной стороны - богатство форм йоги, а с другой - их общую основу и цель.

            Дело действительно сложное.


            Как пишет Илья Колобов в своей книге «Знакомство с истиной. Философия классической йоги» - помимо классической индийской йоги по Патанджали существует множество вариаций йоги в других системах (таких как буддизм, джайнизм, тантра и веданта), а также целый ряд несистемных видов йоги, таких как хатахога, джанаджаджога, бхактиога, кармайога или интегральная йога. Кроме того, современные формы йоги возникают и все еще появляются на западе, делая термин йога действительно экстраординарным. (2) Очень конструктивные и совершенно непродуктивные дебаты между сторонниками разных форм, вероятно, будут длиться вечно, и йогические эксперты неоднократно будут рвать волосы при виде того, кто и в каком отношении используется термин «йога», потому что в конце концов значит - «настоящая».

Каждый практикующий какую-либо йогу, имеет свою цель. Иногда эта цель очень трансцендентна, иногда очень обезоружительна, обыденна, а иногда невероятно возвышенна. Кто-то может идентифицировать себя с традицией своей школы, а кто-то другой с научными исследованиями на тему йоги. Одни ложатся на коврик, потому что любят себя, а другие, потому что не могут себя сдерживать.
Для одних йога - это просто неподвижная позиция - устойчивая и удобная, а для других - это плавный динамичный ход, который помогает строить внимательность и осознанность.
Иногда мы просто ищем спокойствия, здоровья и равновесия, которые легче найти в повседневной жизни.

Везде, где мы не приземлились в наших йогических поисках, стоит иметь в виду, что этические и моральные принципы, то есть Яма (Ахимса - ненасилие, Сатья - истина, Астея - запрет воровства, Брахмачарха - воздержание, Апариграха - отсутствие привязанности к материальным вещам) и Нияма (саукза - чистота, сантоза - удовлетворенность, тапас - энтузиазм, Свадхаджа
- медитация, Исарапранидхана
- духовная преданность) это, бесспорно, основа. Для меня это бесконечная тема - тема для размышления, вероятно, до конца жизни. Яма и нияма это мой личный приоритет, потому что всестороннее развитие - и, следовательно, духовное заключается для меня в том, чтобы стать лучше для себя и для других.


Не очень меня интересует та форма саморазвития, которая заставляет меня чувствовать себя кем-то особенным - тем, кто рассказывает о том, сколько лет он медитирует. И в то же время выражает претензии в отношении кассирши в супермаркете, говорит и пишет таким образом, что унижает и оскорбляет других. Тем, кто осознанно действует на чужое дело - губительно, навязывает свою концепцию и воображение, не признает компромиссы или всегда оставляет последнее слово за собой.

Если моя работа над собой - будь, то через йогу или другую форму действия, не приведет меня к уменьшению эгоизма и всех форм агрессии (слова, мысли или иное), это для меня путь, ведущий в никуда.