Когда мы говорим о йоге, мы чаще всего подразумеваем асаны, то есть упражнения. Большинство проводимых сегодня занятия йогой сосредоточены именно на этом аспекте. Йога на западе распространилась главным образом в виде гимнастики, которая снимает боли в спине и успокаивает нервы. Но являются ли упражнения асаны достаточными нам для достижения счастья, которое мы все так усердно ищем?

Не стоит забывать, что асаны - это лишь малая часть традиции йоги. Одна из наиболее важных книг о йоге – «Йога Сутры» написанная в начале первого тысячелетия мастером Патанджали, описывает так называемые «восемь ступеней йоги», первая из которых - это ЯМА – соблюдение основных нравственных принципов, вторая - это НИЯМА – соблюдение основных принципов индивидуальной самодисциплины, третья - АСАНА – позиции практики йоги, четвертая - это ПРАНАЯМА – т. е. контроль дыхания, пятая это ПРАТЬЯХАРА – обуздание чувств, шестая - ДХАРАН – концентрация, седьмая ДХЬЯНА – медитация; восьмая последняя - это САМАДХИ – состояние сверхсознания.

Таким образом, асаны представляют собой лишь одну восьмую всей системы!  Во-первых, мастер Патанджали упоминает Яму – соблюдение основных нравственных принципов – и, конечно, не делает это без причины.

Какова связь между моралью и асанами, отношение одной к другой, и почему нравственность должна быть основой нашей практики?

Здесь мы переходим к еще одному центральному понятию в йоге – понятие кармы, то есть, принцип причины и следствия. Карма это закон универсальный, действующих всегда и везде, так же как гравитация. Миф о том, что этот термин просто говорит, что все явления имеют свою причину и следствие. Здесь нет никакой магии.

Современная наука также основана на этом принципе, и, следовательно, тратит миллионы долларов на исследование причин болезней, а также на исследование последствий действия различных веществ. Мы считаем, что если мы обнаружим причину, мы сможем контролировать результат. Однако складывается впечатление, что современная наука не последовательна в своем мышлении и утверждает, что некоторые явления являются случайными.
Что интересно, на самые важные для нас вопросы наука ответить не может.
Почему это случилось именно со мной?
Почему я родился именно в этой стране, именно в этой семье?
На эти вопросы наука отвечает чаще всего: случай. Неужели мы действительно верим, что что-то может случиться случайно? Что наше лицо и тело являются только случайным скоплением атомов, возникших в результате Большого Взрыва?
Действительно ли вы в состоянии в это поверить?

Закон кармы говорит, что все имеет свою причину. Причина и следствие должны быть похожи друг на друга. Если мы посадим семена помидора, мы же не ждем, что из них вырастут груши. Так же причиной хороших вещей, которые приходят к нам, должна быть посадка хороших кармических семян. Кармические семена сажают через свои поступки, мысли и слова. Хорошие поступки приносят хорошие результаты, поэтому мы испытываем приятные вещи в жизни. Какие поступки, мысли и слова хорошие, а какие плохие?

Каждый может попробовать сам ответить на этот вопрос. Однако древние мастера востока такого мнения: все, что ранит других существ - это плохо, все, что помогает другим — хорошо.

Таким образом, причина каждой вещи, с которой мы сталкиваемся в жизни, - это то, как мы относились к другим в прошлом. И если вы хорошо себя чувствуете после тренировки Асан, то это происходит только потому, что в прошлом мы сделали что - то хорошее для другого человека.

Поэтому так важно соблюдение Ямы – нравственных принципов, первый из которых - это ненасилие по отношению к другим существам. То, насколько интенсивно и правильно мы практикуем не имеет ничего общего с тем, что после асаны мы чувствуем себя хорошо. Если бы правильное и интенсивное выполнение Асан было причиной хорошего самочувствия, тогда после таких упражнений все чувствовали бы себя хорошо.

А ведь случается и такое, я подозреваю, что каждому, кто долго занимается, случалось не раз после занятия выходить, чувствуя себя хуже, чем раньше, с болью в мышцах, поврежденным позвоночником, или, даже разбитой головой!
Является ли причиной того, что мы неправильно тренировались?
Если да, то почему неправильно сделали именно эту асану, почему рука выскользнула именно в этот момент? Случай? Об этом мы уже говорили. Причина и следствие всегда должны быть воспроизводимыми, в противном случае они не связаны между собой.

Если мы будем вредить другим, то ни одна асана не поможет нам.
Поэтому основой восьми ступенчатой йоги является нравственное поведение по отношению к другим. Если мы хотим чувствовать себя хорошо - должны заботиться о других людях, если мы хотим быть счастливыми - давать счастье другим. Тогда наш ум всегда будет мирным и радостным, а наше тело сильным и здоровым.
Следовательно, одна из целей йоги - открыть свое сердце другим, действовать для других людей.
Я думаю, что каждый из нас в глубине души чувствует, что это наиболее правильная вещь, которую нужно делать в жизни. Таким образом, мы можем создавать счастье не только для себя, но и для других и изменить мир к лучшему.

Я думаю, что очень важно, чтобы этот аспект йоги приобрел еще более значимое место в нашей повседневной практике. Очень часто мы концентрируемся на технике, на правильном выполнении асаны, забывая о том, что действительно важно.

Аня Шмидт - учитель йоги и медитации, проводит занятия в Москве. Ее главными учителями йоги были Джон Бентам и Лиян Ся, проживающие в настоящее время в Осло. Она закончила курс подготовки учителей йоги, проводимый Элисон Уэст в Нью-Йорке. Практикует в основном Виньяса и Аштанга-йогу, а также тибетский Буддизм. Ее главные учителя Буддизма - Геше Майкл Роуч и Лама Кристи Макнелли. Аня учредитель школы йоги "Летающий Йог" в Москве.