Тема заголовка возвращается как бумеранг в разных беседах, реже в йогической среде (и на самом деле это позор, потому что необходимы дискуссии в контексте йоги), на товарищеских встречах найдется кто-то блестящий, который задаст вопрос: "А чем позы йоги отличаются от гимнастических упражнений?”.

Тема вернулась в последнее время в йогической среде. Два месяца назад была очень интересная дискуссия между Ачарья Шриваца Рамасвами и автором интересной книги «Тело йоги: истоки современной практики осанки» доктором Марком Синглтон об уникальности системы Асан в йоге (и их отличие от обычных гимнастических упражнений). С другой стороны, один из наших учителей йоги публично заявил (то есть на Facebook :), что "для того, чтобы медитировать и идти на духовные аспекты йоги, вам не нужно больше, чем просто и спокойно сидеть в одной позе йоги, все упражнения также являются физической культурой ". Именно это высказывание привело к тому, что я решил написать 2 слова на эту тему. А тема, в сущности, очень простая.

Словарь польского языка PWN определяет "физическую культуру” как «область деятельности, включающая науку о физическом воспитании, спорт, правила личной гигиены и рациональной организации активного отдыха». Даже если мы слегка расширим рамки этого понятия, это никак не имеет применения к практике йоги.

Контекст современной йоги - это психологический контекст (конечно, психология йоги имеет несколько иной контекст, чем европейский, поскольку содержит элемент трансцендентности). Кришнамачарья отрезал от обозначения контекстов тантрических текстов йоги постмодернистское, явно предпочитая психологический и "научный" контекст йоги Патанджали.

Йога в смысле физиологическом не применяет методы, которые не были бы использованы когда-то в какой-то системе в тренажерном зале (ни обязательно в современной европейской гимнастике), поэтому и синхронизация дыхания с движением, или бандхи и много других элементов, не будет отличительной чертой практики асана в отношении систем тренажерного зала. Этой отличительной чертой является контекст практики. Контекстом различных практик йоги, в том числе и позиций йоги, является стремление к определенному состоянию ума, которое Патанджали определяет (JS I. 2) как "остановка движения ума”.

Для многих людей очень тонким покажется этот дискриминант, но, тем не менее, не буду скрывать, что практика Асан для здоровья или даже для "всестороннего психофизического развития” приносит существенные результаты, чем обращаясь на практике к контексту, каким является состояние спокойствия ума. Стоит помнить, что йога не является "физической культурой", ни психологией. Поэтому контекст практики йоги - психологический, а не рекреационный или реабилитационный. Это вовсе не означает что Асанами нельзя вылечить, тем более, не значит, что вы можете практиковать асаны, пренебрегая анатомическими правилами.

* * *
Многие люди, в том числе учителя йоги, сомневаются в правомерности принятия таких тем. Заранее предполагает, что люди, занимающиеся тренировкой Асан не будут заинтересованы в более глубоком контексте практики. Недавно, под моим руководством, Пиотрек Марчинов
написал для сайта хорошую статью о том, как вводить контекст философский йоги при разучивании Асан. Он представил тезис о том, что примерно 25% людей, практикующих элементы йоги, заинтересованы в углублении темы. Мой опыт показывает, что больше людей интересуется практическим применением психологии йоги. Конечно, это также может быть связано с моим способом обучения. Здесь, однако, мы приходим к очень важному выводу: роль учителя очень велика, так что контекст йоги не может быть передан негласным образом. В повседневной жизни школ йоги, как правило, наталкиваемся на одно из 2 противоположных состояний: либо кто-то пропускает полностью психологический аспект йоги либо
индоктринирует учеников. Стоит отметить, что оба подхода вредны и передают лживую картину йоги. В свою очередь передача учителем гармоничного взгляда на связь между телом и разумом, и поиск способов освобождения от различных уровней страдания, несомненно, будет полезно для его учеников.

Евгений Виелобоб является преподавателем йоги, специалистом по терапии йогой, тренер учителей йоги. Преподает в школе йоги в Санкт-Петербурге, а также семинары по йоге в России. Ведет популярный блог о теории, практике и преподаванию йоги, а также пишет статьи для крупнейших русских порталов о йоге. Является также автором книги "Терапия йогой. Йога и аюрведа в лечении болезней, двигательной реабилитации и психотерапии", к которой предисловие написал один из самых выдающихся ныне живущих учителей йоги – ачарья Шриваца Рамасвами.