Многие люди спрашивают меня, чем я на самом деле занимаюсь. Это не Аштанга и ни Айенгар-йога , а нечто совершенно иное. Кроме того, мне нравится практиковать и учиться, я также люблю готовить и есть, поэтому позвольте мне использовать кулинарную метафору ...

Йогу Айенгара можно сравнить с макробиотической диетой. Это, несомненно, очень здоровая, но многим (особенно молодым и атлетам), кажется, немного... скучной. Я занимался ею какое-то время с хорошими результатами, но в какой-то момент в поисках более сильных вкусовых ощущений бросил метод Айенгара для аштанга йоги. Аштанга - это типичная индийская кухня - острая, яркая, очень затягивает. Однако европейские желудки не всегда хорошо ее усваивают, а в меню у нас есть только одно блюдо, одинаковое для всех, независимо от предпочтений и вкуса. Когда я полностью осознал достижения и ограничения обеих систем, я начал постепенно изменять старые рецепты и создавать свою кухню "фьюжн". Но вы не можете смешивать все кое-как и как захочется, потому что смесь может получиться неудобоваримой. Вы должны основывать свою деятельность на знании и глубоком понимании принципов действия каждого элемента, которые вы используете. С этой целью я пошел в хорошую школу общественного питания... хорошо, отвлечемся от кулинарных сравнений, потому что все запутано... ЛАДНО, я пошел в AWF (Академия физической культуры Юзефа Пилсудского).

Я много узнал о функционировании человеческого организма и рациональном обучении спортивным тренировкам, чтобы они приносили наилучшие результаты. Я также столкнулся с другим подходом к физической культуре, чем во многих школах йоги, с открытым, рациональным, гуманистическим и полностью секулярным подходом. Современная физическая культура основана исключительно на научных принципах.  Все время проводятся новые исследования, старые формы меняются, менее эффективные заменяются более эффективными. Все это время продолжается развитие, прогресс, а руководящий принцип и ученых и тренеров - это благополучие каждого человека. Хороший тренер должен иметь большой опыт, то есть ресурс средств, упражнений, которыми он пользуется, чтобы иметь возможность как можно лучше подобрать их в соответствии с потребностями каждой группы и каждого практикующего. Это простые и очевидные правила. По крайней мере, должны быть.

Очень многие учителя йоги так думают, но в рамках каждой традиции и метода преподавания, к сожалению, многие догматики. Они верят в священные и неоспоримые традиции, верят в гуру, который является непогрешимым, верят в многочисленные невероятные догматы. Если бы эти верования сводились лишь к т. н. духовным аспектам йоги, всё было бы в порядке - пусть себе каждый верит во что хочет. Любопытство начинается в тот момент, когда иррациональный догматизм касается сферы исследуемой наукой, то есть тела человека. Здравый смысл и элементарная профессиональная этика заставляют отказаться от формы менее эффективной или даже вредной для многих людей в пользу упражнений безопасных и эффективных. Но, к сожалению, не всегда так происходит. Православные предпочитают использовать менее эффективные методы, которые больше соответствуют традиции, чем более эффективные, и из учения их учителя. Но бывает еще хуже. Я встречался неоднократно с учителями - догматиками, которые предпочитают подвергать ученика риску получения травмы, чем отойти от буквы традиции и настроить последовательность упражнений для его способностей. Я встречался также с учениками, которые даже в такой ситуации, после серьезной травмы, так верят в своего учителя и его традиции, что продолжают у него учиться...

Традиционные системы упражнений йоги предлагают множество отличных эффектов, положительно влияют на здоровье, физическое состояние, психику. Однако во всех системах существуют элементы мало эффективные и устаревшие, ненужные религиозные черты или вещи, которые зарекомендовали себя в Индии, а у нас уже не обязательно. На мой взгляд, роль хорошего учителя йоги в Европе в XXI веке не является слепое копирование Индусов, покупка системы со всем "благом инвентаря", - отделение зерна от плевел и служение людям, а не какой-то традиции.

Возвращаясь на кухню, – все знания и правила я получил в AWF - это сито, через которое я передаю традиционные системы упражнений, принимая только то, что работает и приносит хорошие результаты.  Я готовлю блюда, которые нравятся на вкус как можно большему числу людей.  Я также делаю индивидуальные диеты, потому что все мы разные и наилучшие результаты приносит именно индивидуально подобранный приемы пищи или тренировки. О духовных аспектах йоги не скажу, потому что, опираясь на мой опыт я не могу вам сказать, существуют ли боги, карма, просветление, реинкарнация. Я стараюсь просто делать то, что умею лучше всего, то есть заботиться о здоровье и развитии ваших тел, освобождении разума от ненужных негативных эмоций. Каждый сделает себе из этого позже, что он хочет – один это использует, чтобы лучше медитировать, второй, чтобы лучше танцевать, любить.
Приятного аппетита!