Портрет Б. К. С. Айенгара глазами журналиста и учителя йоги Ирен Нейссен

В начале года журналист и преподаватель йоги по методу Айенгара, Ирен Нейссен отправилась в Пуну, где 3 недели занималась в институте под руководством Учителя. Из этой поездки был создан уникальный портрет Гуруджи, которым автор согласилась поделиться.

Более 75 лет профессиональной жизни, посвященные йоге, неустанный в своей практике, непревзойденный в выполнении своей миссии. Не будет преувеличением сказать, это самый важный живой йог, которому исполняется 14 декабря 95 лет. Благодаря своей необыкновенной индивидуальности и энтузиазму он сумел приблизить людям йогу.

Тот, кто отправляется в Пуну, не ищет романтики, экзотики ни, конечно, типичной индийской атмосферы. Пуна- это смог, шум, который никогда не умолкает, восемь миллионов людей в постоянном движении, перемещающихся на четырех миллионах скутеров, в замаскированных лицах, напоминающие, скорее, убийц. Ни одной священной коровы в поле зрения.

Когда в 1973 году Б. К. С. Айенгар заложил первый камень в фундамент  строительства института RMYI ( институт йоги Айенгара), это место было настолько далеким от центра, что Айенгар опасался, что граждане города не захотят отправляться на окраину города по вечерам. Но очень быстро смог забыть об этой проблеме, потому что Пуна развивалась динамично, края были преобразованы в центр, и в настоящее время сторонники со всего мира съезжаются в этот город, где постоянное напряжение, гул и грязный воздух. Но те, которым удается получить желаемое место в институте, приезжают на несколько недель, чтобы практиковать, конечно, не ориентируются на отдых в СПА. Эти люди не ожидают легких летних каникул с заходом солнца на пляже. А ждут Хатха-Йогу под руководством мастера, точности в работе тела и позиций, дисциплины в выполнении асан, вдумчивые последовательности упражнений, ощущение времени, которое позволяет преобразовать психические и умственные изменения. В течение почти 80 лет Айенгар работал неустанно, изучая и совершенствуя свой стиль - вдохновленный йогой и навязчивым взглядом на нее.

 

Путь жизни

В ранние годы у Айенгара не было ничего, не было предпосылок долгой и плодотворной жизни. Родившийся 14 декабря 1918 года одиннадцатым из тринадцати детей, он был болен и хрупок. В момент его рождения на юге индийского государства бушевал «испанский грипп». Малярия, тиф и туберкулез - это болезни, которые перенес в детском возрасте. Когда ему было девять лет, его отец умер, и его семья обеднела. Позже произошло событие, которое в ретроспективе, как говорят, стало поворотным моментом в жизни. В марте 1934 года, зять, ученый Шри Т. Кришнамачарьи, попросил его приехать в Майсор, во дворец , где он был по приглашению Махараджи, в школу йоги. То, что изначально предназначалось для недельного пребывания, стало началом жизненного пути.

Отношение к гуру и покровителям было неоднозначным- уважение и благодарность, с одной стороны, и страх - с другой. Айенгар говорит о „комплексе страха”, который породил в нем вследствие строгости учителя. Выполнял все, что от него требовали, и часто через боль.

Когда в 1937 в Пуне искали учителя йоги, Айенгар увидел возможность освободиться от влияния своего родственника. Айенгар в то время был изможденный, по некоторой информации, весил 32 килограмма. Студенты, которых надо было обучать, были более сильнее и более образованнее, они часто издевались над ним. Айенгар преодолел трудности, работая по 10 часов в день, анализируя и совершенствуя себя. „Не могу выразить словами, как сильно я страдал”- так Айенгар завершает этот этап своей жизни. Тем не менее, тогда он стал более устойчив, и физически и психологически.

В те годы Айенгар разработал основы своего метода: уход за разум новичка и начала практики, сначала каждый день, а также работы с телом таким, какой он есть, а не таким, какой хотелось бы иметь. Посмотрите на красную стрелку на вашей внутренней карте! Это отправная точка для вашей практики. Не оценивайте себя, не сравнитесь с другими, только с самим собой.Научитесь чувствовать свое тело, сравнивая обе его половины друг с другом, правую ногу с левой, переднюю часть тела со спиной. Являются ли они одинаково гибкими и растянутыми? Через осознание своего тела ум учится определенному образцу. Практика фокусирует внимание на теле, переходя от общего к деталям, от сознания к бессознательному. Это указатели в вашей йогическом путешествии, а средствами к цели являются дисциплина и настойчивость.

 

Йога: от страсти к миссии

Брак с 16-летним Рамамани в 1943 году стал началом нового радостного периода в жизни Айенгара и позволило ему вынести со спокойствием тяготы повседневной жизни. Жена поддерживала его в практике йоги. Айенгар практиковал с упорством и преданностью. Йога стала не только страстью, но и миссией. Он хотел работать так, чтобы передать знания дальше. В 1940 году он выпустил альбом с 150 асанами. Его известные ученики, такие как философ Кришнамурти и, прежде всего виртуозный скрипач Иегуди Менухин, открыли ему путь на Запад. Однако, когда Айенгар в 1954 году впервые по приглашению Менухина посетил Лондон, он столкнулся с расовой дискриминацией. Британцы еще не воспринимали независимостью Индии.

В то время произошло еще одно открытие Айенгара: энергия- как мышца, с  упражнениями становится только сильнее. В Айенгаре разгорелся огонь, который «сжег» все препятствия. Каждый провал был как «свет, указывающий на возможность очередной попытки», так что он, достиг намеченной цели: популяризировать йогу. Ничто не давалось ему легко. В конце 1950-х годов он получил ожоги, а в 1973 году умерла преждевременно его любимая супруга, после двух аварий на мотоцикле, заставили его начать все с нуля. Он разработал вспомогательные средства для упражнений, реквизиты, которые позволили отрегулировать правильное положение тела и, таким образом, стал пионером в йога-терапии, заслуги которого подтверждены с научной и медицинской точек зрения.

 

Учитель и покровитель

Свою известность, Айенгар получил благодаря уникальным сочетанием силы воли и прямоты, непрерывности и настойчивости, счастья и интеллекта, уверенности в себе и непоколебимой веры в Бога. Это талантливый исполнитель и «шоумен» - достаточно вспомнить один из его более чем 10 000 публичных демонстраций йоги. Он никогда не отказывался от своих принципов, он не хотел отклоняться от своих учений даже на миллиметр. Публикация «Прояснение йоги » еще в 1965 году сделала его автором бестселлера и стала руководством для всех практикующих йогу по его методу. Айенгару присвоено много званий и титулов, его высоко ценят во всем мире. В своем родном городе Беллур построил школы, колледжи в которых учатся и живут тысячи детей, больницы, отреставрировал храмы.

В Пуне.

Вернемся в Пуну, где он прожил практически всю жизнь. Из его шести детей двое пошли по пути йоги: Гита, старшая дочь, систематизировала величие этого знания и стала великим учителем и Прашант, сын, который имеет большой опыт философского знания. Многочисленные ученики говорят о нем, как о человеке, манера которого говорить и действовать соответствует учению, данному в «Бхагавад-гите» и в Упанишадах.

Приезжающие со всего мира ученики, которые хотят пройти практику, это в большинстве образованные преподаватели, имеющие сертификаты различных степеней. Работающие по 20- 30 лет с Гуруджи, как его с уважением называют. Некоторые восхищаются, его практикой сутры Патанджали: как инструментом, чтобы обратить внимание на центр себя, других восхищает, что Айенгар, как никто другой, показал, как выйти за пределы себя, расширить физические, умственные и эмоциональные границы.

Зал йоги на первом этаже забит, между матами нет даже промежутка. В конце зала я вижу Учителя. Он сидит в Вирасане, перед ним его внучка Абхиджата в Упавишта-Конасане. Сидя за ее спиной, он корректирует ее положение, помещая одеяло под левую ягодицу. Когда они сидят один за другим, я сравниваю с парой бобслеистов: она направляет, он исправляет. Возможно, эта сцена символизирует изменение, которое должно произойти: Мастер уступает место в первом ряду. Айенгар очень щедро передает свои знания внучке.

Вечером в институте снова царит спокойствие. На крыше, залитой лучами заходящего солнца, стоит огненный красный Хануман, любимый Бог Айенгара. Гуруджи сидит в своей гостиной с включенным вентилятором. Загрязненный воздух уничтожает его. Смотрит матч по крикету. Шум на улице невообразим.